ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОТМЕНЕ НЕКОТОРЫХ ПРИКАЗОВ МИНИСТРА
ОБОРОНЫ СССР КАСАЮЩИХСЯ УСЛОВИЙ И ПОРЯДКА СОЗДАНИЯ
ЗАКРЫТЫХ ВОЕННЫХ ГОРОДКОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ОБМЕНА ЖИЛЫМИ
ПОМЕЩЕНИЯМИ В ТАКИХ ГОРОДКАХ, ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
РЕШЕНИЕ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
16 апреля 1998 г.
N ГКПИ 98-94
(НЦПИ)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации
Редченко Ю.Д.,
при секретаре Поповой Ю.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Василенко Игоря Валентиновича о признании незаконными и
отмене п. 35 Приказа Министра обороны СССР N 75 от 1977 г., п. 2
Приказа Министра обороны СССР N 363 от 1980 г. и п. 34 Приказа
Министра обороны СССР N 285 от 1975 г. в части, касающейся условий и
порядка создания "закрытых военных городков" и ограничений обмена
жилыми помещениями в таких городках, установил:
Василенко И.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что названные им пункты
оспариваемых Приказов Министра обороны СССР на день издания, возможно,
и являлись законными, но после принятия в 1983 г. Жилищного кодекса
РСФСР, в 1991 г. Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации", в 1992 г. Закона Российской Федерации "О закрытом
административно - территориальном образовании" они вступили с ними в
противоречие и перестали соответствовать действующему
законодательству, в связи с чем подлежат отмене.
В жалобе указываете на то, что п. 34 Приказа N 285 от 10 ноября
1975 г. запрещает обмен жилыми помещениями в закрытых военных городках
по основаниям, не предусмотренным ст. 73 ЖК РСФСР.
Полагает, что после принятия Закона Российской Федерации "О
закрытом административно - территориальном образовании" условия и
порядок образования, а также правовой статус закрытых военных городков
должны соответствовать этому Закону. Однако установленные названными
выше Приказами Министра обороны СССР N 75 и N 363 условия и порядок
создания "закрытых военных городков" не соответствуют его положениям,
в связи с чем нарушаются права проживающих в этих городках лиц на
получение льгот и компенсаций, предусмотренных данным Законом в
отношении возможности сдачи и приобретения жилья по новому месту
жительства.
В настоящее время он уволен с воинской службы, но не может
выехать к новому месту жительства в связи с запретом обмена занимаемой
им в закрытом военном городке жилой площади. Отселение же из военного
городка уволившихся со службы лиц из-за отсутствия жилья ведется
крайне медленно.
В судебное заседание Василенко И.В. не явился. Из имеющейся в
деле телеграммы следует, что он же возражает против рассмотрения дела
в его отсутствие.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации Копытов
О.Б. в судебном заседании с требованиями Василенко И.В. не согласился
и просил об оставлении их без удовлетворения, указав при этом на то,
что оспариваемые заявителем Приказы Министра обороны СССР действующему
законодательству не противоречат.
Обсудив доводы Василенко И.В., изложенные в заявлении, выслушав
возражения на них со стороны представителя Министерства обороны
Российской Федерации Копытова О.Б., исследовав материалы дела и
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления
отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление
Василенко И.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации "О
закрытом административно - территориальном образовании" закрытым
административно - территориальным образованием признается имеющее
органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах
которого расположены промышленные предприятия по разработке,
изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения,
переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты
(далее - предприятия и (или) объекты), для которых необходим особый
режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны,
включающий специальные условия проживания граждан.
Закрытое административно - территориальное образование является
административно - территориальной единицей.
Решение о создании закрытого административно - территориального
образования с установлением его административной подчиненности
принимается Верховным Советом Российской Федерации (в настоящее время
Президентом Российской Федерации) по представлению Правительства
Российской Федерации в случаях, когда иные меры не могут обеспечить
безопасное функционирование предприятий и (или) объектов.
Как установлено судом, оспариваемые заявителем Приказы приняты
Министерством обороны СССР в пределах своей компетенции и в
соответствии с требованиями Постановления Совета Министров СССР от 8
декабря 1980 г. N 1131 "О переселении из закрытых военных городков
лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета
государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой
площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы",
предусматривающего переселение лиц, утративших связь с армией и Военно
- Морским Флотом, из жилых помещений, находящихся в обособленных
военных городках при войсковых частях и в закрытых военных городках с
системой пропусков, расположенных в населенных пунктах.
Военные городки, как это следует из п. 35 Приказа Министра
обороны СССР N 75 от 22 февраля 1977 г., подразделяются на открытые и
закрытые.
Перечень закрытых военных городков утверждается командующими
войсками военных округов.
В силу п. 34 Приказа Министра обороны СССР N 285 от 10 ноября
1975 г. обмен жилыми помещениями в закрытых военных городках может
быть разрешен только с лицами, назначенными на службу или поступившими
на работу в войсковую часть, расположенную в данном военном городке.
Приведенные выше положения оспариваемых Приказов Министра обороны
СССР, по мнению суда, действующему на этот счет законодательству, в
том числе Законам Российской Федерации "О закрытом административно -
территориальном образовании", "О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации" и ст. 73 Жилищного кодекса РСФСР, не
противоречат и оснований для их отмены не имеется.
Утверждение заявителя о том, что порядок образования и правовой
статус закрытых военных городков должны соответствовать требованиям
Закона Российской Федерации "О закрытом административно -
территориальном образовании", не может быть признано убедительным,
поскольку закрытые военные городки и закрытые административно -
территориальные образования ни по своему назначению, ни по правовому
статусу какими-либо общими признаками, характерными для каждого из
них, не обладают, в связи с чем распространение положений
вышеуказанного Закона на закрытые военные городки ни на чем не
основано.
С учетом этого не может быть принята во внимание и ссылка
заявителя на судебную практику 1995 г.
Не противоречат оспариваемые Приказы Министра обороны СССР в
указанной части и Закону Российской Федерации "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации". Согласно ст. 4 данного Закона
жилые помещения, находящиеся в закрытых военных городках, приватизации
не подлежат. Возможность приватизации жилых помещений в домах,
находящихся в закрытых военных городках, оспариваемыми Приказами
Министра обороны СССР также не предусматривается.
Нельзя согласиться и с доводом заявителя о том, что п. 34 Приказа
Министра обороны СССР N 285 от 10 ноября 1975 г. находится в
противоречии со ст. 73 ЖК РСФСР, поскольку в соответствии с абзацем
вторым п. 7 данной статьи законодательством Союза СССР и РСФСР могут
устанавливаться и другие, не названные в этой норме, условия, при
которых не допускается обмен жилыми помещениями.
В данном случае ограничение права обмена жилыми помещениями в
домах, находящихся в закрытых военных городках, предусмотрено
законодательством Союза СССР, что соответствует положениям п. 7 ст. 73
ЖК РСФСР.
При разрешении заявленного Василенко И.В. требования суд
принимает во внимание также и то обстоятельство, что он в соответствии
с действующим законодательством не лишен возможности обратиться в
соответствующий районный суд с конкретным иском о защите своих
жилищных прав (в частности, о предоставлении безвозмездной ссуды на
строительство, покупку жилья).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд
Российской Федерации решил:
заявление Василенко Игоря Валентиновича об отмене п. 35 Приказа
Министра обороны СССР N 75 от 1977 г., пункта 2 Приказа Министра
обороны СССР N 363 от 1980 г. и п. 34 Приказа Министра обороны СССР
N 285 от 1975 г. в части, касающейся условий и порядка создания
закрытых военных городков и ограничений обмена жилыми помещениями в
таких городках, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном
порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его
провозглашения.
Верховный Суд
Российской Федерации
16 апреля 1998 г.
N ГКПИ 98-94